Везде, где, чтобы выжить, приходилось охотиться или необходимо было обезопасить себя от непрошенных гостей, человек использовал собак, постоянно совершенствуя и создавая новые породы и обеспечивая им правильное питание.
Еще до классического периода грекам служили волкообразные и египетские собаки, а также персидские молосские доги. Греческий философ и зоолог Аристотель упомянул в своих трудах существовавших при нем собак, разделив их на породы по названию мест, откуда они произошли. Благодаря ему мы знаем, что в 300 г. до н. э. уже существовали собаки из Индии, Египта и Эпира (северо-запад Греции). Однако автор не оставил нам более или менее точных описаний, поэтому мы не можем представить себе, как они выглядели.
Охотничьи собаки также высоко ценились в Древнем Риме. Овидий писал о том, как убедиться, что у суки будут хорошие щенки. А писатель Варрон давал первые советы начинающим собаководам. В частности, он писал, что не стоит доверять собакам, питающимся объедками. Он считал, что от этого они привыкают к вкусу крови и потом могут нападать на живых животных. Грек Оппи ан, автор книги "Кинегетика" ("Охота"), сам занимался разведением собак небольшого размера, которые, по его мнению, больше подходили для охоты в лесу.
Таким образом, можно утверждать, что уже две тысячи лет назад у людей существовал интерес, а может быть, и любовь, к собакам. В Помпеях на домах висели таблички с надписью "Cave Canem" ("Осторожно, злая собака"), что доказывает, что здесь было принято держать сторожевых собак. Обычно для этого использовали свирепых молосских догов огромного размера и с устрашающими зубами. Днем они сидели на цепи, ночью их отпускали, и они бегали по территории, принадлежащей хозяину. Было модно держать свирепых животных в доме или в саду.
Гипсовый слепок собаки, погибшей при извержении Везувия в 79 г. н. э., безуспешно пытавшейся освободиться от своей цепи. Лава и пепел навечно сохранили ее последнюю конвульсию.